ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕШЕНИЕ

                                                                                       

г. Ульяновск                                                                                       Дело № А72-2755/2010


3 марта 2011 года

 

Резолютивная часть решения объявлена 24.02.2011 г.

Полный текст решения изготовлен 03.03.2011 г.                                      

 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Ямщиковой Надежды Валериевны, при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Мироновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Р.», г. Москва

к  Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,

к Субъекту Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области.

третьи лица:

-Управление Министерства труда и социального развития, г.Ульяновск,

-Министерство труда и социального развития по Ульяновской области, г.Ульяновск

о взыскании 180 410 руб. 95 коп.

 

с участием представителей:

от истца Шабанов С.С., доверенность № 13 от 22.03.2010 г.

от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Скворцова Ю.В., доверенность от 21.01.2010г.                                  

         от Субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области   Гордеева О.Ю., доверенность № 06 от 11.01.2011 г.             

          от Управления Министерства труда и социального развития, г.Ульяновск   не явился, уведомлен, заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя

          от Министерство труда и социального развития по Ульяновской области, г.Ульяновск -  не явился, уведомлен

          эксперт Старостина Т.С., удостоверение № 18

 

УСТАНОВИЛ:


Федеральное государственное унитарное предприятие «Р.» (далее ФГУП «Р.») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением  к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 158 209  руб. 98 коп. - убытки, возникшие в связи с предоставлением в 2007г. и 2008г. льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, лицам, проживающим в доме №2 по ул.Варейкиса г.Ульяновска, согласно ФЗ РФ «О социальной поддержке инвалидов» и ФЗ РФ «О ветеранах»;  к Министерству финансов Ульяновской области о взыскании 22 200  руб. 97 коп. - убытки, возникшие в связи с предоставлением в 2007г. и 2008г. льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, лицам, проживающим в доме №2 по ул. Варейкиса г.Ульяновска, согласно Закону Ульяновской области №086-ЗО от 30.11.04г.

Определением от 19.05.2010г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Ульяновской области по городу Ульяновску.

Определением от 10.08.2010г. суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении наименования ответчиков по делу, ответчиками по делу считать Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, Субъект Российской Федерации - Ульяновскую область в лице Министерства финансов Ульяновской области.

Протокольным определением от 31.08.2010г. суд удовлетворил ходатайство  третьего лица об уточнении наименования - Управление Министерства труда и социального развития.

Определением от 07.09.2010г. суд удовлетворил ходатайство истца о  привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства труда и социального развития по Ульяновской области.

Определением от 20.10.2010г. производство по делу приостановлено в связи с  назначением судебной экспертизы; производство экспертизы поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу», эксперту Старостиной (Заболотной) Татьяне Сергеевне. 

Определением от 03.11.2010 г. производство по делу было возобновлено, в связи с поступлением письма Общества с ограниченной ответственностью «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу» о необходимости предоставления дополнительных документов.

Определением от 07.12.2010г. производство по делу приостановлено в связи с  продолжением производства судебной экспертизы.    

Определением от 17.12.2010г. производство по делу было возобновлено в связи с поступлением письма ФГУП «Р.», которым истец  в дополнение к ранее представленным документам (для производства экспертизы) по делу №А72-2755/2010 представил документы, указанные в письме.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.12.2010г. производство по делу №А72-2755/2010 приостановлено в связи с  продолжением производства судебной экспертизы, указанным определением так же продлен  срок для проведения экспертизы до 25.01.2011г.

Определением от 20.01.11г. производство по делу возобновлено в связи с получением заключения эксперта,  судебное заседание было назначено на 16.02.2011г.

          В судебном заседании объявлялся перерыв до 24.01.2011г., после перерыва судебное заседание продолжено 24.01.2011г. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Ульяновской области в сети Интернет по адресу: www.ulyanovsk.arbitr.ru.

Представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,  в судебное заседание не явились.

          При данных обстоятельствах дело в судебном заседании в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие не явившихся лиц по имеющимся в деле материалам.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на исковых требованиях в полном объеме.

Представитель РФ в лице Министерства финансов РФ в судебном заседании  поддержал все ранее изложенные доводы  отзыва на исковое заявление и дополнений к отзыву.

Представитель Субъекта РФ Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, поддерживает все ранее приведенные доводы по делу.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

При этом суд исходил из следующего.

Как усматривается из материалов дела, 20.11.09г. выдано свидетельство серии 73-АТ №987417 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на общежитие, расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул. Варейкиса, 2 (т.2 л.д.4).

11.03.09г. зарегистрировано право хозяйственного ведения  Федерального государственного унитарного предприятия «Р.» на вышеуказанное общежитие, расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул. Варейкиса, №2, о чем выдано свидетельство серии 73-АТ №842300 (т.2 л.д.3).

Согласно выпискам из реестра федерального имущества от 09.08.07г. №3562, от 29.01.08г., №304, ранее здание общежития по ул. Варейкиса, 2 в г.Ульяновске находилось на праве хозяйственного ведения у Государственного предприятия С. (правопредшественника истца).

В период с 01.01.07г. по 31.12.2008г.  истцом были предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг  в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.11.95г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом РФ от 12.01.95г. №5-ФЗ «О ветеранах» и по Закону Ульяновской области от 30.11.04г. № 086-ЗО «О мерах государственной и социальной поддержки отдельных  категорий граждан в Ульяновской области»  гражданам, проживающим в доме № 2 по ул.Варейкиса в г. Ульяновске.

ФГУП «Р.» обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в размере 158 209  руб. 98 коп., возникших в связи с предоставлением в 2007г. и 2008г. льгот по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, проживающим в доме №2 по ул.Варейкиса г.Ульяновска, согласно ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ФЗ РФ «О ветеранах»;  о взыскании с субъекта Российской Федерации  - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области убытков в размере 22 200  руб. 97 коп., возникших в связи с предоставлением в 2007г. и 2008г. льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги, лицам, проживающим в доме №2 по ул. Варейкиса г.Ульяновска, согласно Закону Ульяновской области №086-ЗО от 30.11.04г.

Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям,  имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Согласно статье  28.2 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»  Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон РФ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе.

Согласно п.п.5 п.1 ст. 16 Федерального закона от  12.01.95г. №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

В соответствии с п.1 ст. 10 ФЗ РФ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу ст. 23.2 Федерального закона от  12.01.95г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей в спорный период) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона; средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

         Таким образом ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «О ветеранах» определен источник финансирования бюджетных средств в РФ и является целевым.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2006 г.  «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов по обеспечению социальной защиты населения не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект РФ за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Согласно ст. 132 Конституции РФ и ст. 19, 21 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы, понесенные  в результате исполнения  федерального законодательства, компенсируются за счет  средств федерального бюджета.

Таким образом, затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ РФ «О ветеранах» должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

Согласно статье 7 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 г. № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» финансирование мер государственной социальной поддержки, установленных данным Законом, производится за счет средств областного бюджета Ульяновской области, то есть является расходным обязательством субъекта РФ Ульяновской области.

Материалами дела подтвержден факт оказания коммунальных услуг льготным категориям граждан.

При данных обстоятельствах,  суд считает,  что истец, предоставив льготы по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам, ветеранам, отдельным категориям граждан Ульяновской области, понёс   расходы. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Материалами дела подтверждается факт предоставления истцом в период с 01.01.2007г. по 31.12.2008г. гражданам, проживающим по ул. Варейкиса, 2  в г.Ульяновске льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, наличие у данных граждан законных оснований на получение льгот.

По расчёту истца, сумма убытков за 2007 г. - 2008г. по Федеральному закону РФ «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.95г. составляет 132 088 руб. 95 коп., по Федеральному закону РФ «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.95г. 26 121 руб. 03 коп., итого 158  209 руб. 98 коп.; сумма льгот, предоставленных гражданам в соответсвии с Законом Ульяновской области от 30.11.2004 г. № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» составляет  22 200 руб. 97 коп., всего 180 410 руб. 33 коп.

В процессе рассмотрения спора по ходатайству истца судом была назначена  судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО ЭСО «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу», эксперту Старостиной (Заболотной) Татьяне Сергеевне.

Перед экспертом был поставлен, в том числе, следующий вопрос:

Соответствует ли предъявленная истцом  ко взысканию сумма льгот по жилищно-коммунальным услугам, предоставленным по д.№2 по ул. Варейкиса г.Ульяновска в период с января 2007г. по декабрь 2008 г. гражданам следующих категорий: ветераны боевых действий, инвалиды, ветераны труда, первичным документам, подтверждающим право данных граждан на льготы, а также размер полученных ими льгот (скидок в оплате) жилищно-коммунальных услуг?

Из заключения экспертизы №010/050-2010 следует, что эксперт пришел к следующему выводу:

1. Общий размер полученных льгот (скидок в оплате, установленных федеральным законодательством) по жилищно-коммунальным услугам гражданами (ветеранам труда, ветеранам боевых действий, инвалидам), определенный экспертом в соответствии с представленными первичными документами, подтверждающими право данных граждан на льготы, по д.№2 по ул.Варейкиса в г.Ульяновске в период с января 2007г. по декабрь 2008 г. составляет 149 678, 30 руб. В том числе льготы по категории граждан «Инвалиды» -   109 755, 90 руб., «Ветераны боевых действий» - 22 977, 56 руб., «Ветераны труда» - 16 944, 84 руб.

Таким образом, предъявленная истцом к взысканию сумма 180 410,95 руб. льгот не соответствует, а именно: больше фактического размера полученных льгот (скидок в оплате) гражданами, определенного экспертом в соответствии с представленными - первичными документами, подтверждающими право данных граждан на льготы.

Доказательств иного суду не представлено.

Учитывая изложенное, требования истца о взыскании убытков законны и обоснованны, однако, подлежат удовлетворению частично в сумме  132 733 руб. 46 коп. с Российской Федерации  в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом РФ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральным законом  РФ №5-ФЗ от 12.01.95г. «О ветеранах»; в сумме 16 944 руб. 84 коп. -  с субъекта Российской Федерации  - Ульяновской области  в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.11.2004 г. № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».

В остальной части исковые требования следует оставить без удовлетворения.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенным  требованиям.

Согласно ст. 101 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

         Статьей ст. 106 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации определено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2010г. по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО ЭСО «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу».

Факт проведения экспертизы подтверждается заключением эксперта   №010/050-2010.

В соответствии с п.1  ст. 110 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Истцом за проведение судебной экспертизы платежными поручениями №749 от 13.10.2010г. и №741 от 05.10.2010г. (т.6 л.д. 110,111) оплачено 90 000 руб. 00 коп.

ООО ЭСО «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу» выставило счет на оплату проведенной экспертизы №3 от 12.01.11г. на сумму 50 000 руб. 00 коп. (т.7 л.д.70)

Учитывая вышеизложенное, и, поскольку требования истца удовлетворены частично, расходы по оплате судебной экспертизы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям, денежные средства в размере  40 000 руб. 00 коп., излишне оплаченные истцом за производство судебной экспертизы,  подлежат возврату истцу с депозитного счета Арбитражного суда Ульяновской области.

Руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса РФ  арбитражный суд первой инстанции


РЕШИЛ:


Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Р.» убытки в размере 132 733 (сто тридцать две тысячи семьсот тридцать три) рубля 46 копеек, 4 821 (четыре тысячи восемьсот двадцать один) рубль 15 копеек в возмещение расходов по государственной пошлине, 36 788 (тридцать шесть тысяч семьсот восемьдесят восемь) рублей 90 копеек в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы.

Взыскать с субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Р.» убытки в размере 16 944 (шестнадцать тысяч девятьсот сорок четыре) рубля 84 копейки, 192 (сто девяносто два) рубля 40 копеек - в возмещение расходов по государственной пошлине, 4 696 (четыре тысячи шестьсот девяносто шесть) рублей 10 копеек - в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1 334 (одна тысяча триста тридцать четыре) рубля 00 копеек.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Федеральному государственному унитарному предприятию «Р.» возвратить с депозитного счета Арбитражного суда Ульяновской области 40 000 (сорок тысяч) рублей 00 копеек - излишне перечисленную сумму оплаты за производство судебной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные ст. ст. 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Судья                                                                                                       Н.В. Ямщикова